Поставки российского газа в Китай: новые проекты маршрутов

Тридцатилетний контракт на поставку газа в Китай был подписан CNPC и «Газпромом» в мае 2014. Соглашение предусматривает ежегодную транспортировку до 38 миллиардов кубометров топлива по газопроводу «Сила Сибири», восточный маршрут, проходящий через Благовещенск из Якутии и Иркутской области.

На переговорах, которые продолжались десятилетку, российская сторона предлагала одновременную поставку газа по двум маршрутам – западному (газопровод «Алтай» с Ямала) и восточному («Сила Сибири»). «Алтай» планировалось вывести в области узкой границы Китая и России, расположенной между Монголией и Казахстаном.

Но пока велись переговоры, китайская сторона смогла обеспечить газом запад страны с помощью газа Средней Азии, поэтому договор между Китаем и Россией коснулся только поставок топлива в дефицитные районы по восточному маршруту. В 2006 году строительство газопровода «Алтай» было оценено «Газпромом» в 363 миллиарда рублей, а строительство «Силы Сибири» в 2011 году оценивалось в 333 миллиарда. Правда, на сегодняшний день эта цифра выросла до 770 миллиардов рублей, при этом структура финансирования вышеупомянутых газопроводов все еще не ясна.

Около семи дней назад «Газпром» получил предложение от Казахстана, который решил стать транзитной территорией для поставок газа в Китай. Президент и премьер-министр государства выступили с идеей построить газопровод через столицу Казахстана, Астану, и вывести его на Китай в районе Алашанькоу или Хоргоса. Российские представители проявили определенный интерес к этой идее, но пока проект находится только на стадии обсуждения.

Стать транзитной страной для трубопровода к западным областям Китая выразила готовность и Монголия. После встречи с Путиным об этом заявил монгольский президент, Цахиагийн Элбэгдорж, который предоставил конкретные доводы в доказательство эффективности подобной идеи. В числе главных преимуществ были названы безопасность, подходящие природные условия и краткость пути. Глава нашего государства воздержался от комментариев этого предложения, отметив, что Россия и Монголия пока договорились лишь об активизации сотрудничества в сфере развития монгольской железнодорожной транспортной структуры.

По словам Сергей Донского, министра природных ресурсов, возможность проекта транспортировки газа по территории Монголии начала обсуждаться еще осенью минувшего года. Этот маршрут имеет весомое преимущество, так как проходит по равнинам, что позволяет уменьшить количество компрессорных станций. Но он также имеет и ограничения, которые связаны с пересечением газопроводом природоохранных зон.

После того как контракт между РФ и Китаем был подписан, председатель правления «Газпрома», А. Миллер, сказал, что процесс переговоров о западном маршруте трубопровода продолжится. В июне получать газ, транспортируемый из России в Китай по западному маршруту, захотела и Индия. По словам Миллера, подобная идея выглядит «красиво и смело», так как маршрут в таком случае должен проходить через Гималайские горы.

Первый стык газопровода «Сила Сибири» был сварен в Якутске в понедельник. Как утверждает Миллер, договор на поставку топлива по западному газопроводу возможно будет подписан в уже ноябре. Но согласно другим источникам, этот срок абсолютно не реален для выполнения. Хотя работа по этому проекту ведется весьма активно. При этом «Газпром» подчеркнул, что никаких проблем с маршрутом «Алтай» у него нет.

Михаил Корчемкин, директор East European Gas Analysis, считает, что западный маршрут заставит китайцев строить более протяженные газопроводы на территории своей страны, вследствие чего Китай скорее всего будет требовать цен на сырье ниже, чем на востоке. А если стране удастся получить низкие цены для западного маршрута поставок газа, это может стать основанием для подобных требований и для европейских потребителей российского газа.