Участие ООО «БТ СВАП» в развитии международной нормативной базы проектирования и строительства подводных трубопроводов с бетонным покрытием

В ноябре 2014 года запущен международный Проект, целью которого является разработка перспективных руководящих указаний по проектированию бетонного покрытия для подводных трубопроводов, отвечающих современным требованиям с учетом того, что современные трубопроводы все чаще прокладываются в условиях больших глубин, северных широт, удаленных регионов, сурового климата. Увеличиваются и диаметры прокладываемых трубопроводов, используются новые материалы.

В данном проекте принимают участие такие зарубежные компании, как: Petrobras, Saipem, Bredero Shaw и Wasco. Россию в этом проекте представляет ООО «БТ СВАП» - единственная приглашенная к участию отечественная компания по нанесению защитных утяжеляющих бетонных покрытий.

Руководит проектом авторитетная международная экспертная организация DNV GL.

Такая сложная научно-практическая работа связана с тем, что на сегодняшний день в отношении бетонного покрытия трубопроводов существует лишь ограниченный набор нормативных требований (DNV, ISO, ГОСТ), который часто применяется без учета специфики проекта и условий нагрузок.

Существующая практика показала достаточную надежность трубопроводов, проложенных с учетом действующей нормативной базы для большинства трубопроводных проектов в обычных условиях. Вместе с тем действующая нормативная база по ряду параметров опирается на упрощенный подход к показателям прочности и надежности, основанных на заимствованиях общестроительных нормативов для строительства специальных объектов, где многократные запасы прочности конструкции являются нормальной практикой. Такая практика формирования действующих нормативов часто приводит к необоснованным требованиям. С одной стороны существующие требования слишком консервативны и создают чрезмерные ограничения по укладке, а с другой стороны, имеются зафиксированные случаи дефектов бетонного покрытия в ходе строительства и эксплуатации трубопроводов, с различной степенью опасности, которые не всегда должным образом учитываются в ходе проектирования.

Итогом проекта должен стать документ, направленный на повышение безопасности и надежности трубопроводов на этапах строительства и эксплуатации, а также позволяющий снизить риски и уменьшить затраты при строительстве трубопроводов. Поставленную цель предполагается достичь путем лучшего понимания характера дефектов, механизмов и факторов, приводящим к растрескиванию, отваливанию, соскальзыванию бетона и связанным эффектам, таким как концентрация деформаций.

Участниками проекта на первом координационном совещании, проведенным в Норвегии 06.11.2014 года были подтверждены задачи первого этапа Проекта, а также были рассмотрены процедурные вопросы: ответственным за координацию действий членов проекта назначен Центр глубоководных технологий DNV GL в Сингапуре, а Председателем Проекта, на первых этапах проведения работ избрана компания Saipem.

На первых этапах Проекта, предполагается провести исследования наиболее важных, с точки зрения надежности обетонирования трубопроводов вопросов:

  • воздействие избыточного изгиба в ходе укладки на потери бетонного покрытия и определение допустимого радиуса изгиба;
  • критичные величины потерь бетонного покрытия, чтобы при этом не возникало проблем со стабильностью, механической прочностью покрытия и т.д. Может ли растрескивание и отваливание бетона привести к избыточной концентрации деформаций в самой трубе?
  • негативное влияние продольного скольжения бетонного покрытия относительно трубы и какое должно быть минимальное и максимальное сопротивление сдвигу (для этапа укладки и эксплуатации).

По результатам реализации проекта, в ходе которого предполагается собрать, обобщить и проанализировать имеющийся практический опыт и существующие (действующие) требования, а также построить расчетные модели и провести натурные испытания, участники получат:

  • Заказчики и эксплуатанты трубопроводов - большую уверенность в надежности трубопроводов с защитным утяжеляющим бетонным покрытием, сокращение затрат на строительство и эксплуатацию и снижение уровня рисков на всех этапах проекта;
  • Проектировщики – актуализированную нормативную базу для выполнения работ для достоверного и документированного подхода к проектированию бетонных покрытий;
  • Производители бетонного покрытия – новые критерии качества защитных бетонных покрытий, которые позволят повысить качество выпускаемой продукции с учетом скорректированных требований, исключить из использования устаревшие методы производства и технологии, не отвечающие современным требованиям по надежности и безопасности.
  • Строители и трубоукладчики – увеличение производительности и сокращение сроков строительных работ, а также возможное потенциальное увеличение допустимого радиуса изгиба до установленного уровня деформаций, экономию топлива и времени за счет снижения требований по допустимым нагрузкам

ООО «БТ СВАП», обладая уникальным методом нанесения защитного универсального бетонного покрытия и осознавая необходимость совершенствования нормативных требований, выразило готовность предоставить участникам международного Проекта свои производственно-испытательные базы и материалы для проведения всех запланированных процедур исследования.